Сегодня

Казахстанская экономика выросла на 6% за полгода: транспорт ведет рост
За последние шесть месяцев казахстанская экономика показала рост на 6%, что является максимальным результатом за последние 12 лет. Ведущую роль в этом процессы сыграл транспортный сектор, демонстрируя рост на 22,7%. Статистика Министерства транспорта подтверждает, что объемы перевозок пассажиров и грузов постоянно увеличиваются. В частности, авиаперевозки выросли на 15% в год, автомобильные — на 11%, железнодорожные — на 9%.
Страна занимает ключевую позицию на международных транспортных трассах, включая Транскаспийский маршрут и коридор Север-Юг. Эти линии становятся важной связью между Азией и Европой, обеспечивая альтернативные пути для мировой торговли. В министерстве подчеркивают, что главные приоритеты отрасли — модернизация инфраструктуры, создание логистических центров, внедрение технологий безопасности и экологичности, а также подготовка квалифицированных специалистов.
В настоящее время в транспортном секторе заняты свыше 772 тысяч человек. Основная часть рабочей силы работает на железнодорожных и автомобильных линиях, в логистике и складском хозяйстве. В стране реализуются масштабные проекты по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, включая строительство новых терминалов, воздушных гаваней и обновление дорог и путей.
Железнодорожники активно расширяют сеть, увеличивая пропускную способность. С 2020 года было закуплено 424 новых локомотива и 369 пассажирских вагонов. Ведется реконструкция 125 станций, а объем ремонтов вырос вдвое. На данный момент завершается строительство вторых путей на участке Достык — Мойынты и обводной дороги вокруг Алматы. Продолжаются работы по линиям Дарбаза — Мактаарал, Бахты — Аягоз, Мойынты — Кызылжар, а также модернизация трассы Алтынколь — Жетыген.
Для реализации проектов в основном используются локальные материалы — более 85% ресурсов производится в Казахстане. До 2027 года планируется модернизировать 5 тысяч км железнодорожных линий, а к 2029 году — еще 11 тысяч км. Один из значимых мегапроектов — Трансказахстанский железнодорожный коридор, который включает строительство 366 км участка Мойынты — Кызылжар и обновление 1,6 тысяч км существующих путей. Это позволит создать контейнерный маршрут, стимулирующий экономику регионов.
Эксперты прогнозируют рост транзита через Казахстан до 55 млн тонн к 2026 году и до 67 млн к 2029 году. Также активно развиваются мультимодальные маршруты, включая ТМТМ, связывающий страну с Европой через Каспийское море. Для этого модернизируются порты Актау и Курык. Вместе с Китаем запущен контейнерный терминал в Актау, функционирует сухой порт в Сиане, а также строятся новые терминалы в России, Беларуси и Венгрии.
Авиационная инфраструктура также активно развивается. Еврокомиссия сняла ограничения для казахстанских авиакомпаний, что позволило открыть пятую степень свободы воздуха во всех аэропортах. Построены новые терминалы в Алматы, Кызылорде и Шымкенте, а также ведется реконструкция аэропорта Аркалыка. Для туризма строятся аэропорты в курортных зонах, а шесть крупных аэропортов выделяются как центры грузоперевозок.
В 2023 году началась реализация автодороги Астана — Транскаспийский маршрут, что сократит расстояние между центром и западом на 560 км. В этом году на дорожных работах заняты более 12 тысяч км дорог. Программа среднего ремонта включает 7 тысяч км межобластных маршрутов, включая участки Жезказган — Петропавловск и другие. Для уменьшения нагрузки на дороги до 2025 года планируется установить 220 автоматизированных станций измерения веса грузовиков.
Цифровизация становится приоритетом: внедряются системы управления, электронные билеты и предиктивное техничезование. Это повышает эффективность и безопасность транспортной системы, способствуя устойчивому экономическому росту.
Инфраструктура
Экономика
Транспорт
05.08.2025